Мы не подведем!
Мы всегда в курсе Последних новостей отрасли

Об энергоэффективной России в разрезе бюджетных учреждений

Интервью Евгения Зенютича, советника министра энергетики РФ

А. ДУРНОВО –  Добрый день. Представляем нашего гостя - Евгений Зенютич, советник министра энергетики РФ. Добрый день. 


Е. ЗЕНЮТИЧ - Добрый день. 


А. ДУРНОВО – Мы говорим про энергоэффективную Россию и роли и месте образовательных учреждений. 


А. ГРЕБНЕВА - Евгений Аркадьевич, давайте сразу вы попробуете и нам и нашим слушателям в понятных выражениях объяснить, что скрывается за этой красивой, но несколько официозной фразой. Что имеется в виду, что за энергоэффективность и как тут образовательные учреждения присутствуют. 


Е. ЗЕНЮТИЧ - Наверное, сегодня уже энергоэффективность это такой термин, который очень многие понимают, потому что, начиная с указа президента, в котором была достаточно серьезная цифра проанонсирована – 40% снижение энергоемкости экономики к 2020 году. То есть о чем говорит – что в целом наша экономика выбрасывает на воздух около 40% всего того, что мы добываем. И газ сжигаем, электроэнергию, нефть и естественно, что значительная часть из этих энергоресурсов используется в первую очередь в бюджетной сфере. Я не буду трогать промышленность и жилищно-коммунальный комплекс, а вот бюджетная сфера, куда входят и учебные заведения в первую очередь это тот Клондайк, где энергосбережение как фактор снижения расхода на коммунальные платежи, а значит и возможность использовать эти деньги и на повышение зарплаты, и на оснащение. На ремонт, на все, что угодно. Поэтому когда мы говорим о системе образования, я вкладываю в нее и учреждения, которые подведомственные министерству образования и науки РФ, и естественно, те школы, дошкольные учреждения, которые финансируются из региональных бюджетов. 


А. ГРЕБНЕВА - Но здесь речь идет прежде всего естественно свет, электричество и тепло, которое потребляют школы и другие учреждения. Но как вы будете пытаться сделать их более энергоэффективными? Вы же не будете сокращать им поступление тепла или призывать после трех часов дня не использовать освещение в школах. Как этот процесс будет происходить? 


Е. ЗЕНЮТИЧ - В принципе если вспомнить закон об энергоэффективности, который вышел в 2009 году, номер 261, там даже есть такая мера как обязательное снижение стоимости оплаты потребляемых энергоресурсов ежегодно, начиная с 2010 года, на 3%. То есть в течение пяти лет все бюджетные учреждения в том числе и образовательные, их объем затрат, средств на оплату коммунальных платежей будет уменьшен на 15%. 


А. ГРЕБНЕВА - Каким образом? 


А. ДУРНОВО – Что для этого будет сделано. 


Е. ЗЕНЮТИЧ - Давайте так, я представляю кроме всего прочего и министерство образования и науки, поскольку являюсь директором НИИ энергоэффективных технологий, который уже 6 лет работает в Нижегородском государственном техническом университете. И хочу сказать, что в принципе мы хорошо представляем, что нужно для того, чтобы те требования, которые заложены в законе, были действительно реализованы и в первую очередь в той системе, которая может не только заниматься наукой, но эту науку продвигать реально в жизнь. В свои другие объекты. Потому что еще в 1999 году в министерстве образования была разработана и реализована пятилетняя программа по повышению энергоэффективности в образовательных учреждениях. Мы начинали в 1999 году с семи крупных региональных вузов, а в 2004 году закончили программу, в которой участвовало более 700 учебных заведений. И в целом в итоге было создано то, чтобы работала энергоэффективность. То есть на базе крупных региональных вузов было создано порядка 40 центров энергоэффективности, которые начинали работу с собственных вузов, а потом перешли на эту работу уже по региону. То есть школы, дошкольные учреждения, предприятия. То есть для того чтобы работала энергоэффективность, должна быть создана инфраструктура. 


А. ГРЕБНЕВА - Что она собой представляет? 


А. ДУРНОВО – Создана уже инфраструктура. 


Е. ЗЕНЮТИЧ - Сегодня в принципе в России этот закон построен не на пустом месте. Ваш вопрос, что есть инфраструктура. Во-первых, это те, кто могут провести энергетическое обследование. И сформировать для заказчика, то есть для школы, больницы, для предприятия такой документ как энергетический паспорт. То есть сегодня в соответствии с требованием министерства энергетики каждое бюджетное учреждение должно пройти обследование и иметь энергетический паспорт. Этот паспорт направляется в дальнейшем в министерство энергетики, и будет храниться в единой государственной информационной системе. 


А. ГРЕБНЕВА - Условно, что будет отражаться в этом паспорте, то есть пики наиболее высокого потребления или что? 


Е. ЗЕНЮТИЧ - Паспорт это как документ, отражающий, во-первых, объемы потребляемых энергоресурсов всех, которые потребляются. Далее в этом паспорте отражаются потенциалы энергоэффективности, то есть насколько можно сэкономить в потреблении электроэнергии, газа, тепла, для данного объекта. И самое главное, что сразу разрабатываются те рекомендуемые мероприятия, с помощью которых этот потенциал можно реализовать. 


А. ГРЕБНЕВА - Можете объяснить, мне допустим, непонятно, если школа потребляет, сколько она потребляет, если только ни сокращать количество учебных часов и учеников, каким образом мне на непрофессиональный взгляд кажется, что только таким способом, я наверное ошибаюсь, вот какие есть пути сокращения энергопотребления? 


Е. ЗЕНЮТИЧ – Безусловно, ошибаетесь. И кстати не вы одни. Поэтому когда мы говорим об одном из важных направлений реализации государственной политики энергоэффективности и это заложено в утвержденной правительством программе, которая начинает работать с этого года, это информирование, то есть обучение тех людей, которые должны заниматься в школах, в других бюджетных учреждениях энергосбережением. Вернемся к вашему вопросу. Наверное, слышали такое понятие – тепловизор. Это прибор, который позволяет с помощью специальной технологии анализировать потери тепла, которые идут через ограждающие конструкции, через окно, стены. Вот если мы возьмем любую школу, здание особенно старой постройки и посмотрим, сколько тепла теряется через окно. Вы же обратили внимание, под окном стоит батарея. В этом месте стена тоньше. Значит часть энергии тепловой уходит на улицу. А если вы вспомните старые времена, когда батареи делались в плитах стеновых и фактически половина тепла идет на улицу, половина остается в помещении. Простейшее решение – за батареей ставится теплоотражающий экран. Который уменьшает потери тепла на улицу процентов на 80, а значит тепло поступает в комнату. Далее, окна. Установка пластиковых стеклопакетов это не только красивая форма окна, это и уменьшение теплопотерь, которые позволяют повысить температуру в помещении на 3-5%. То есть мы говорим о том, что сегодня есть масса технологических решений, оборудования, которые позволяют уменьшить расход тепла. 


А. ГРЕБНЕВА - Но это же нужно воплотить в каждой школе. Все эти отражающие экраны и стеклопакеты везде поставить. Затратно очень. 


Е. ЗЕНЮТИЧ - Давайте разделим на две части. Есть вещи малозатратные. Мы разделяем мероприятия и проекты, которые реализуются по энергосбережению на несколько групп. Вот есть категория малозатратных мероприятий. Давайте начнем с самого простого, что прописано в законе. Поставить приборы учета на все виды энергоресурсов. Ведь если… 


А. ДУРНОВО – Счетчики. 


Е. ЗЕНЮТИЧ - Да, помните старый девиз, что для того чтобы что-то экономить, надо в первую очередь посчитать. 


А. ДУРНОВО – Помним, но неужели установка счетчиков это малобюджетное мероприятие? 


Е. ЗЕНЮТИЧ - Это малозатратное мероприятие. Потому что в принципе сегодня в России выпускается достаточно большой спектр приборов, которые позволяют провести замеры тепла и по закону сегодня все бюджетные организации должны до конца были прошедшего года, но реально не получилось, но я думаю, что в этом году задача будет решена, должны быть оснащены приборами учета. 

А. ГРЕБНЕВА - А есть какая-то директива по количеству использованных киловатт, то есть условно, не спускает ли Минобрнауки или Министерство энергетики в школу или на уровне муниципальных властей, что общий объем потребления должен быть такой и не больше. И что может привести к тому, что будут как-то пытаться по-разному под эту цифру подогнаться. 


Е. ЗЕНЮТИЧ - На сегодня, к сожалению, когда формируется в министерстве план по коммунальным платежам, мы отталкиваемся пока от тех заявок, которые идут от учебных заведений. 


А. ГРЕБНЕВА - То есть снизу вверх. 


Е. ЗЕНЮТИЧ - Но есть нормативы. И вопрос в том, если например, возвращаясь к вашему вопросу о потенциале, сегодня если взять удельные расходы энергоресурсов на кв. метр и сравнить то, что у нас в России и что на Западе, то разница, то есть мы потребляем на кв. метр больше примерно в 3-3,5 раза. Вот вам пожалуйста. 


А. ДУРНОВО – Но мы при этом страна северная, с большой территорией в заполярье и не очень обласканная Гольфстримом. Наверное, неудивительно, что мы потребляем много энергии. 


Е. ЗЕНЮТИЧ - Мы сравниваем не только с теми странами, которые располагаются в другом температурном поясе, возьмем Швецию, Финляндию. 

А. ДУРНОВО – В Швеции есть Гольфстрим все-таки. 


Е. ЗЕНЮТИЧ - Возьмите Канаду. Мы сравниваем в сопоставимых условиях. И мы говорим о том, что это связано не столько с тем, что у нас зима длится где-то 8 месяцев, и только два месяца лета, мы говорим о том, что есть возможность значительно в этих условиях с одной стороны обеспечить нужные условия, то есть по освещению, теплу и значительно на 25-30% сократить расход средств на коммунальные платежи. 


А. ДУРНОВО – Слушатель наш Кощей негодует, он спрашивает: а почему мы должны понижать энергопотребление, а не повышать энергопроизводство? 


Е. ЗЕНЮТИЧ - Производство энергии это два направления взаимосвязанных. Идет развитие экономики. И условно говоря, для того чтобы например, добыть сегодня тысячу кубов газа, вы знаете, где он добывается и каким образом нужно его сюда доставить. Так вот чтобы добыть этот газ, нужно вложить денег в 2,5-3 больше, чем если мы обновим те приборы, котельные, или другое оборудование, которое потребляет газ. И будем иметь его здесь, вот у нас он рядом в нашем городе. Если мы говорим о том, что потенциал это 20%, добыть эти 20% раза в 2-2,5 дороже. 


А. ГРЕБНЕВА - Я так понимаю, что переоснащение котельных это уже относится к категории затратных… 


Е. ЗЕНЮТИЧ - Да, возвращаясь к вашему вопросу малозатратные приборы учета, и тогда четко тот, кто поставляет тепло, будет платить столько, сколько он реально отдал тепла. Сегодня часто ситуация, при которой энергоснабжающая организация сознательно завышает объем средств, потому что невозможно проверить. Второе, установка регуляторов теплопотребления. То есть это тоже не очень дорогое мероприятие, оно конечно дороже, чем установка экрана, но мы ставим на школу систему регулирования, которая позволяет нам в зависимости от наружной температуры создавать соответствующую температуру в здании. И не форточкой регулировать, как это мы делаем весной или осенью, а именно с помощью оборудования. Я вам расскажу, как например такая система работает сегодня в идеале на Западе. Я был в Германии, знакомился с этим, когда в школе у завхоза стоит компьютер. В каждом учебном классе стоит регулятор на батареях. И завхозу дают учебный график занятий. Когда занятий в этом классе нет, температура регулятором опускается например, до 15 градусов. За полчаса до начала занятий она поднимается до необходимых 18-20 градусов. На ночь опускается автоматически, в выходные отключается, переводится в режим энергосбережения. Вот вам идеальная схема. 


А. ГРЕБНЕВА - Это очень красиво звучит. Когда у нас такое появится, через сколько лет? 


Е. ЗЕНЮТИЧ - В таком варианте в новых школах, которые будут строиться, но еще не сейчас, а что касается непосредственно установки оборудования для регулирования теплопотребления сегодня такое оборудование выпускается в России, устанавливается. Это является одним из типовых мероприятий, которые позволяют в диапазоне примерно от 20 до 30% уменьшить в среднем потребление тепла. А значит и уменьшить объем денег за тепло. 


А. ДУРНОВО – Ирина спрашивает: в старых школах плохая система вентиляции. Все можно утеплить и заткнуть все щели, но дышать будет нечем. Вы думали об этом? 


Е. ЗЕНЮТИЧ - Абсолютно верно, это еще одна проблема, потому что в принципе, когда мы говорим о системе теплоснабжения, мы говорим и о системах вентиляции. И в очень многих случаях в школах эти системы не работают. Поэтому третья категория затратных механизмов это то, что касается фактически затрат на капитальный ремонт. Это замена окон… 


А. ДУРНОВО – Означает ли это, что большую часть школ ждет действительно капремонт? Глобальный ремонт. 


Е. ЗЕНЮТИЧ - Я бы не сказал, что глобальный ремонт. Другое дело, что сегодня предусматривается, во-первых, в любом случае выделяются средства, вот сейчас, например, идут средства в виде субсидий. Которые идут в регионы и часть из них пойдет на проекты по энергосбережению в школах. То есть это в том числе и замена окон, это установка приборов учета и регулирования. То есть в принципе сегодня надо иметь в виду, что в соответствии с законом, везде во всех регионах, в том числе и в системе образования разработаны программы по энергосбережению. Они предусматривают в течение определенного периода проведение мероприятий и малозатратных и в том числе мероприятий, связанных с капремонтом. То есть конечно это требует времени и денег, потому что такой проект как замена окон с точки зрения окупаемости, потому что мы должны оперировать экономическими понятиями, это достаточно долгоиграющий проект. Потому что окупаемость окон это 8-12 лет. Например, установка приборов, позволяющих регулировать теплопотребление или замена освещения это уже окупается в течение 2-3-4 лет. И дает реальный эффект. Поэтому когда мы говорим о том, что такое энергосбережение, мы говорим о повышении эффективности использования энергоресурсов, использования тех технологий, которые сегодня реально разработаны, причем некоторые из них разработаны в высшей школе. И кстати, сейчас в программе, есть федеральная программа развития образования, в ней есть целое направление повышения энергоэффективности в учебных заведениях. Она предусматривает создание специального центра, кстати, он создается на базе Нижегородского технического университета. Университет выиграл этот конкурс. Создание специальной группы поддержки. То есть фактически это создание горячей линии, интернет-портала, который даст возможность любым тем, кто заинтересован получить информацию или консультации в области энергоэффективности, какие проекты и так далее, вот это все 

 

А. ГРЕБНЕВА - Туда обратиться. И может быть даже пожаловаться, если вам что-то не понравится. 


Е. ЗЕНЮТИЧ - Абсолютно верно. 


А. ГРЕБНЕВА - Спасибо большое. Евгений Зенютич - советник министра энергетики РФ. Говорили об энергоэффективной России и ее роли и месте в образовательных учреждениях.

 

Источник: Эхо Москвы

Заявка-молния

Воспользуйтесь этим алгоритмом, чтобы получить ответ максимально быстро.

Это поможет Вашему запросу попасть к нужному специалисту

Чем больше Вы дадите исходных данных, тем конкретнее будет наше предложение

  • При необоходимости, Вы можете прикрепить архив с исходными данными

    Прикрепить
    (Макс. ~ 5 Mb)

    Наши специалисты свяжуться с Вами с готовым предложением.
    Не пройдет и 45 минут.